Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года, определяющая приоритеты, цели и задачи государственного регулирования производства органической продукции, а также сценарии развития отрасли в зависимости от механизмов государственной поддержки и конъюнктуры рынка.
Органическая сельскохозяйственная продукция – одно из перспективных направлений развития отечественного сельского хозяйства. Это экологически чистая сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, при производстве которых не используются минеральные удобрения и химические вещества, вместо которых применяются биопрепараты, органические и микробиологические удобрения. Такой подход позволяет существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду, предотвратить химическое загрязнение рек, озёр и подземных вод, а также деградацию почв. В России на сегодняшний день органическое продовольствие и сельскохозяйственное сырьё выпускают в 47 регионах. Производители поставляют на рынок крупу, муку, детское питание, консервы и соки, мясо и молоко, орехи и ягоды, овощи и фрукты, корма, а также ряд других товаров. Их производство последовательно растёт в среднем на 8–10% ежегодно. Но пока доля органической продукции отечественного агробизнеса на внутреннем рынке составляет менее половины от общего объёма. При этом наша страна обладает высоким потенциалом по увеличению объемов сельскохозяйственного производства, в том числе производства органической продукции для удовлетворения возрастающего спроса в продовольствии на мировом рынке.
Ключевыми целями Стратегии являются сбалансированное развитие производства и потребления органической продукции в Российской Федерации, увеличение экспорта отечественных органических продуктов за рубеж, а также внедрение передовых научно-технических разработок в области органического сельского хозяйства.
В Стратегии определяются основные понятия отрасли, анализируются агроклиматические, трудовые и научно-технические ресурсы для развития органического сельского хозяйства, доступность органической продукции для потребителей внутреннего рынка, ее экспорт, контроль за обращением подобной продукции и т.д.
«Отдельное внимание в Стратегии уделено вопросам стандартизации и сертификации на рынке органической продукции, что обусловлено тем, что стандарты являются основой для производства и идентификации органической продукции. В данной отрасли документы по стандартизации являются ключевым драйвером развития, что, в свою очередь, обеспечит конкурентоспособность и качество изготовляемой продукции», – отметил руководитель Росстандарта А.П. Шалаев.
Сегодня в Российской Федерации уже утверждены Росстандартом и введены в действие несколько национальных стандартов в области органической продукции, устанавливающие, в том числе правила производства, переработки, маркировки и реализации органической продукции; правила сбора, заготовки, переработки, хранения, транспортирования и маркировки органической продукции из дикорастущего сырья; порядок проведения добровольной сертификации органического производства. В целях реализации Стратегии необходимо продолжать работу по гармонизации действующих стандартов с международными требованиями, подтверждению эквивалентности стандартов комиссией Международной федерации движения за органическое сельское хозяйство, а также формирование единого рынка обращения органической продукции, производимой на территории стран-членов Евразийского экономического союза за счёт введения межгосударственных стандартов.