МОСКВА, 28 декабря 2016 г. - По итогам проведенных за 11 месяцев 2016 года проверок на соответствие топлива установленным требованиям Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) сообщает о позитивных изменениях в ситуации на российском рынке.
Являясь органом надзора за соблюдением обязательных требований к автомобильному топливу, на протяжении последних нескольких лет Росстандарт ежегодно фиксировал высокий уровень нарушений среди организаций, осуществляющих оборот топлива на рынке. Причины заключаются как в недобросовестных действиях со стороны отдельных участников рынка топлива (прежде всего, баз нефтепродуктообеспечения и так называемых мини-НПЗ, поставляющих на базы фальсифицированный продукт), так и в несовершенстве нормативного правового регулирования.
В частности, в 2012 - 2014 годах доля нарушений составляла более 30%. При этом нарушение требований в части физико-химических показателей топлива (непосредственно влияющих на работу двигателя в транспортном средстве и экологическую безопасность) регулярно выявлялось примерно в 20% случаев.
В 2015 году, в соответствии с поручением Президента РФ и Председателя Правительства РФ, Росстандартом с участием Генеральной прокуратуры России были проведены мероприятия в рамках комплексной внеплановой проверки на рынке. Было проверено более 3,7 тысяч организаций. При этом в 42,5% случаев выявлены нарушения регламентных требований, и примерно в 21% случаев – нарушения по физико-химическим показателям топлива.
По результатам проведенных в январе-ноябре 2016 г. проверок на 805 организациях нефтепродуктообеспечения нарушения регламентированных требований установлены на 202 из них (25%). При этом нарушения по физико-химических показателям выявлены менее чем в 16% случаев (это на 24% меньше, чем в 2015 году).
Алексей Абрамов, Руководитель Росстандарта: «Улучшение ситуации мы связываем с объективным повышением эффективности работы инспекторов на местах. Кроме того, рынок готовится к изменениям в законодательстве, предложенным Росстандартом и одобренным Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции под председательском Министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В.Мантурова. Все это в совокупности дало эффект более осознанного отношения участников рынка к выбору поставок топлива на свои объекты – и повышению добросовестности участников рынка в целом».
Напомним, инициированные поправки в КоАП предусматривают введение «оборотного» штрафа в размере 1% и административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (при повторном нарушении) для организаций, осуществляющих оборот несоответствующего установленным требованиям топлива.
Также подготовлены изменения в технический регламент Таможенного союза, предусматривающие проведение базами нефтепродуктообеспечения процедуры испытаний и паспортизации топлива непосредственно перед его отгрузкой. Это направлено на повышение ответственности организаций, которые формально осуществляют хранение топлива, а по факту осуществляют смешение его различных партий, и многие из которых сегодня являются основным поставщиком фальсифицированного топлива на АЗС.
Дополнительно прорабатываются вопросы использования инструментов оперативного контроля и применения экспресс-методов для предварительной оценки определенного перечня показателей топлива. Схема проверки будет проводиться следующим образом: если предварительный анализ указывает на соответствие топлива необходимым требованиям, проверка завершается. Но в случае признаков нарушений отобранные образцы будут направляться на полное лабораторное исследование. Применение таких методов проверки топлива позволит расширить возможности инспекторов Росстандарта в более оперативном реагировании на случаи реализации небезопасного топлива, а также сократить время проведения проверок и повысить эффективность расходования бюджетных средств. В итоге ожидается существенное снижение нагрузки на добросовестных участников рынка.
В 2017 году Росстандарт продолжит работу по обеспечению оборота на рынке качественного автомобильного топлива, совершенствованию нормативной и нормативно-технической базы, а также над дальнейшим повышением эффективности своей деятельности в этой сфере.